Форум » Армии Германии и стран "Оси" » "Болгарская броня". Часть 1. » Ответить

"Болгарская броня". Часть 1.

Белик Сай Хан: Бедная балканская страна Болгария приступила к формированию собственных бронетанковых войск лишь в середине 1930-х годов. Большинство государств Европы к этому времени располагали десятками, сотнями и тысячами танков и бронированных машин, а некоторые даже выработали собственные доктрины их использования. При этом, в силу скромных финансовых возможностей, болгары были вынуждены покупать отнюдь не лучшую технику – в Италии и Великобритании. «Дружба» с Третьим Рейхом позволила стране получить значительно более ценные танки – чешского, французского, а затем и германского производства. В эпоху «народной демократии» Болгария вошла, имея в своем парке машины совершенно новых классов – выпущенные как в Советском Союзе, так и в Германии. При этом, болгарские танкисты приняли участие в освобождении Косова и юга Сербии, Венгрии и Австрии, достаточно неплохо проявив себя на полях сражений мировой войны. Начало. Болгарская «броня» 1935-1940 Впервые болгары познакомились с новым видом боевой техники – танками, в 1917 году, когда группе офицеров, совершавших визит в Германию, продемонстрировали захваченные танки союзников. Однако экономическое положение страны – от поражения в Первой мировой войне, Болгария оправилась только к 1930 году, не способствовало скорому появлению в стране собственной бронированной техники. Кроме того, союзники по Ниельскому мирному соглашению 1919 году запретили стране иметь тяжелую бронетехнику. В начале 1930-х годов в рапорте военного министра отмечалось: «Наши соседи – Югославия, Румыния и Турция принимают на вооружение новую технику – танки. Болгарская армия этого не имеет. В течение 17 лет мы не имеем возможности перевооружать свою армию…». 1 Первый шаг в этом направлении был сделан только в 1934 году. Болгарское военное министерство приняло решение приобрести в Италии 14 массовых танкеток 14 Fiat-Ansaldo L3/33, артиллерийские тракторы Pavesi, зенитные орудия и другое армейское имущество общей стоимостью в 174,4 миллиона левов на условиях кредита сроков на 6-8 лет. Собственно танкетки обошлись болгарам в 10,7706 млн. левов. Первый транспорт с техникой пришел в порт Варна 1 марта 1935 года. Именно этот день считается датой рождения болгарских танковых войск. Тогда же из Италии поступило 14 тяжелых грузовиков-транспортеров танкеток «Рада». Итальянские танкетки, получившие в болгарских документах обозначение «Ансалдо», были включены во вновь сформированную танковую роту – рота бойни коли. Позже ей присвоят №1. Рота была включена во второй велосипедный батальон, расквартированный в Софии. Он был частью 1 болгарского инженерного полка. Командиром 1 танковой роты был назначен майор Борис Тенев Славов, другие офицеры роты – подпоручики Тодор Стефанов Иванов, Ангел Стефанов Нерезов и Стоян Стоянов. В штате роты состояло четыре офицеров и 86 нижних чинов. Стоит отметить, что болгарские танкетки были вооружены одним 8 мм пулеметом Schwarzlose вместо двух итальянских FIAT 35 или Breda 38. Именно восьмимиллиметровый калибр был стандартным на тот период в болгарской армии. Появление танкеток вызвало большой интерес среди болгарских военных. Генеральный штаб армии разработал программу ознакомления с бронетехникой солдат и офицеров. Пехотинцы и артиллеристы учились взаимодействовать с танками в учебных атаках. Причем значительное время было уделено теоретической подготовке. В это время военное министерство продолжало рассматривать варианты приобретения новых, более современных машин. Болгарских специалистов особенно заинтересовала продукция чехословацких заводов Scoda и CKD-Praha, проводился анализ технических характеристик танков. (2) Однако больше всего болгарам приглянулся массовый и очень популярный в середине 1930-х годов британский танк Vickers 6-ton Mark E. 4 сентября 1936 года болгарское военное министерство подписало с британской компанией British Vickers-Armstrong соглашение о поставках в страну 8 легких танков Vickers 6-ton Mark E в однобашенной версии, с 47 мм орудием Vickers и одним пулеметом производства той же фирмы калибра 7,92 мм. Vickers-ы должны были иметь оптические приборы и обеспечены запасными частями. Танки обошлись болгарам в 25,598 миллионов левов, с учетом запасных частей и боеприпасов. Договор был утвержден правительством Болгарии через месяц – 4 октября 1936 года. Первые танки начали прибывать в начале 1937 года. Они стали основной материальной частью сформированной осенью 1936 года 2 танковой роты – втора рота бойни коли. Примерно полгода она имела только персонал. В роте было два взвода – по четыре танка. Причем танкисты первое время подчинялись командиру 1 танковой роты (3). В конце 1937 года танкисты приняли участие в маневрах Царской армии. Они взаимодействовали с пехотой и моторизированной артиллерией. Танки выполняли функцию средства поддержки атакующей пехоты. В 1938 году, на подобных маневрах, болгарские танки уже самостоятельно преодолевали «вражеские» укрепленные линии обороны. Генштаб признал, что применяемая тактика использования танков не отвечает требованиям современной войны, и потребовал разработки новой доктрины применения танковых войск. Обе танковые роты также участвовали в 1939 году в учениях близ города Попово. Второго февраля 1939 года обе роты были объединены в 1 танковый батальон – Дружина бойни коли. Его командиром стал майор Тодор Иванов Попов. 1 роту (Ansaldo) возглавил лейтенант Иван Иванов Гюмбабов, 2 роту (Vickers) – лейтенант Тодор Стефанов Иванов. Батальон имел штаб, две танковые роты, отделение ремонта техники, штат – 173 военнослужащих. Формально батальон был приписан к школе офицеров запаса, однако, в реальности 1 рота базировалась на юго-восточной границе – вблизи Коларово в Харманлийском регионе, а 2 рота с 1 по 30 сентября 1939– в районе Полски Трамбеш в Русенском регионе, вместе с 5 пехотной дивизией «Дунав» (4). В армейском отчете от 20 июня 1939 года отмечалось, что один взвод «Ансальдо» (семь танкеток) временно был включен в состав болгарской моторизированной дивизии. В ноябре 1939 года 1 танковая рота находилась вблизи деревни Коларово, в Хаманлийском регионе, на юго-восточной границе страны. Параллельно с повышением боеготовности имеющихся танковых подразделений, болгарское правительство и военные изучали возможности новых закупок танков. Этому способствует сближение страны с Германией. В июне 1939 года генерал болгарской армии Р.Русев, посещает Берлин, где ведет переговоры о приобретении техники и привлечении немецких специалистов в Болгарию. Стороны договариваются о поставках Софии 26 легких танков, без указания их марок. Также Болгария выразила готовность купить другое германское оружие, чтобы использовать его в возможном противостоянии с Турцией. В начале июля 1939 в Германии побывал и болгарский премьер министр Георгий Кесейванов, причем разговор шел о покупке у Рейха уже 30-40 танков, с конкретикой – чешского производства. 22 июля сделку «благословил» и нацистский лидер Адольф Гитлер. После этого болгарская военная миссия побывала в расположении 11 танкового полка Вермахта в Падеборне. Он был как раз на тот момент вооружен танками LT vz.35. В конце 1939 года Болгарское царское правительство и компания AGK Ausfurgseltscaft fur Krigsgerat GMBH – Berlin подписали контракт на поставку 36 танков по низкой цене. По документам 26 танков проходили как новые, хотя в действительности это были старые машины, прошедшие ремонт на заводе Scoda в Пльзене. В феврале 1940 года болгарская армия получила из Германии 26 чехословацких танков Skoda LT-35. Еще 10 прибыли августе 1940 – январе 1941 годов. Эти танки были в свое время произведены на Scoda для Афганистана. Однако оккупация Чехословакии Германией, сорвала выполнение контракта. Всего за танки Болгария перечислила немцам 945 тысяч рейхмарок. В Болгарии танкам дали наименование «Шкода Т-11». Военное министерство выразило готовность купить еще 50-60 бывших чехословацких танков. 29 августа 1940 года немцы заявили, что готовы выделить из резервов Вермахта еще 20 танков. Однако в реальности новые поставки чешских машин произошли лишь три года спустя. «Шкоды» составили третью танковую роту болгарского танкового батальона. В первой по прежнему числилось 14 «Ансальдо», а во второй – восемь «Виккерсов». С июля по ноябрь 2 и 3 роты дислоцировались вблизи деревень Лозен и Любимец в Свиленградском регионе, на границе с Турцией, где проводили учения, тренируясь взаимодействовать с пехотой. А заодно и показывая опасным соседям свое мастерство. 1 рота с апреля по сентябрь находилась под Шуменом, вместе с 4 пехотной дивизией. «Натренировавшись» рота танкеток приняла участие в составе 3 болгарской армии в оккупации румынского региона Южная Добруджа, отошедшего к Болгарии. Повоевать экипажам «Ансальдо» не пришлось – противник отошел без боя, смирившись с давлением Германии, зато они участвовали в параде в Добриче 3 октября 1940 года по случаю освобождения области. Зимой 1940 года танки вернули в Софию – как выяснилось для реорганизации. Она произошла 1 января 1941 года. Теперь штатное расписание части было следующим: Штаб батальона: два офицера и три нижних чина 1 рота (учебная) 72 военнослужащих (три офицера) 13 танков «Шкода» (регистрационные номера В 60023- В 60035) 2 рота (средних танков) 23 военнослужащих (два офицера) 8 танков «Виккерс» (регистрационные номера В 60015 – В 6022) 7 танков «Шкода» (регистрационные номера В 60050 – В 60055, В 60057) 3 танковая рота 46 военнослужащих (два офицера) 13 танков «Шкода» (регистрационные номера В 60036 – В 60048) 4 рота (легких танков) 19 военнослужащих (два офицера) 14 танков «Ансалдо» (регистрационные номера В 60001 – В 60014) Батальонная мастерская 8 военнослужащих Несмотря на получение новой техники, и реорганизацию, к весне 1941 года болгарские бронированные войска были одним из самых слабых на Балканах. Уступала болгарам по их развитию только Греция. Эта таблица хорошо отражает состояние бронетанковых сил стран Юго-Восточной Европы: Болгария 14 танкеток L.3/33 8 танков Vickers 6 ton mod E. variant B 36 танков Scoda LT.vz.35 Всего: 58 Греция 11 танков Renault FT-17 1 танк FIAT Tipo 3000 1 танк Vickers 6 ton mod.E variant A 1 танк Vickers 6 ton mod.E variant B Всего: 14 танков (без учета бронеавтомобилей в полиции и трофейных танкеток L.3/33). Румыния 76 танков Renault FT 17 75 танков Renault R-35 35 танков CKD-Praga AH-IV (R-1) 126 танков Scoda LT vz.35 (R-2) 178 танкеток Renault UE Неопределенное число танкеток польского производства TK/TKS Всего: более 490 единиц БТТ (а также 2 бронеавтомобиля Scoda OA vz.27 и 12 бронеавтомобилей Tatra OA vz.30 чехословацкого производства). Турция 16 танков Mk. VI B 64 танка Т-26 96 танков R-35 41 бронеавтомобиль БА-3 (с 45 мм орудием) Стоит отметить, что это оценочные цифры на 1940 год. Известно, что из СССР в Турцию по соглашению 1934 года было поставлено 63 Т-26, 1 Т-37 и 42 БА-3 (с 45-мм пушкой и на шасси «Форд-Тимкен 3-осный») (РГВА, ф. 31811, оп. 2, д. 451). Кроме того, в начале 1930-х годов в качестве «подарка» Турция получила от СССР 4 T-26 (пулеметных), 6 T-27 и 1 T-37 ("Balkan Battles", Trogen Books, Lindsborg, 1998). Югославия 45 танков Renault FT 17 4 танка Renault M 27/28 50 танков Renault R-35 8 танкеток Scoda S-I-D Всего: 107 танков

Ответов - 2

Анжей: Румынские бронетанковые силы на 22 июня 1941 г. 1-я танковая дивизия (формирование началось 17 апреля 1941 года): 1-й танковый полк (сформирован в 1941 году) R-2 (LT-35)-126 штук 2-й танковый полк R35- 75 штук 3-го моторизованного полка Vanatori 4-го моторизованного полка Vanatori 1-го моторизованного артиллерийского полка батальона специального оружия роты связи саперного батальона взвода регулировки движения взвода военной полиции группы обслуживания 1-й танковый батальон FT-17 -75 Это вам не Резун: "два румына с пулеметом", это таки приличная танковая дивизия с относительно неплохой техникой! R-2 из состава 1 танкового полка под Одессой R35 из состава 2 танкового полка. Лето 1941.

Белик Сай Хан: http://rkka.ru/tank-vs-tank/axis/romania/romania.htm



полная версия страницы